Детский проект как вдохновляющая история

Американский педагог Уильям Килпатрик, писавший о методе проектов в 20-х годах прошлого века говорил, что проект — это «от души выполняемый замысел».
Для его достижения необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Чтобы решить такую проблему, ребёнку нужны и уже имеющиеся знания и навыки, и новые, которые еще предстоит приобрести.
Сейчас проекты все чаще появляются в общеобразовательных школах (в том или ином виде), в кружках. Проектное обучение очень любят хоумскулеры и их родители. Это хороший способ заниматься вместе с ребёнком тем, что ему интересно, попутно развиваясь вместе с ним.
Школы и садики Реджио Эмилия восхищают сложностью, красотой и проработанностью своих долгосрочных проектов. Что же особенного у проекта в Реджио-подходе? Что делает проект хорошим?

1. «Проект — это длинная история на вдохновляющую тему»
Лорис Малагуцци часто говорил, что проект — это история. Тема должна быть родной, понятной детям и в то же время таить в себе возможность чего-то нового, захватывающего!
Он советовал выбирать «теплую», вдохновляющую тему, чтобы детский интерес не угасал, а также заранее определять «пункт назначения» проекта, примерную конечную цель. Такой подход делает проект живым приключением, а не просто формой организации обучения.

2. Умение видеть смысл детских работ
Творя «с натуры», дети учатся замечать детали и вступать во взаимоотношения с другим живым существом или объектом. Растёт их способность отражать в творчестве многообразие линий, фактур, форм, цветов окружающего мира и выбирать подходящие для этой цели материалы.
Изображение, созданное ребёнком, — не копия реального объекта! Это всегда «совместное производство» реальности и художника. Многое связано с жизненным опытом автора, его воображением, навыками работы с материалом, воспоминаниями, ощущениями.
Ребёнок изображает не предмет, а свои отношения с ним!
Это понимание помогает видеть и ценить идеи, выраженные в детских работах, и учитывать их в дальнейшей работе над проектом.

3. Исследование взаимоотношений
В любом Реджио проекте важен аспект взаимоотношений. Чаще всего объект исследования не статичен, например, деревья постоянно меняются, проходят через разные времена года, взаимодействуют с другими частями окружающего мира.
Воспитатели в садах Реджио Эмилия верят, что, постигая сложную систему взаимоотношений и связей, дети растут и развиваются. Поэтому детей всегда поощряют замечать, обдумывать, обсуждать отношения, существующие в окружающем мире, и изображать их самыми разными способами.

4. Внимание к открытым вопросам
К каждому обсуждению темы взрослые готовят для детей много открытых вопросов, которые можно задать, если представится возможность (обычно готовится в несколько раз больше вопросов, чем нужно).
Учитель спрашивает не для того, чтобы получить правильный ответ — он подталкивает детей думать, фантазировать, сравнивать, высказывать предположения, вспоминать, формулировать новые идеи…
Учителя и воспитатели в Реджио очень серьёзно относятся к выбору таких вопросов, оттачивают формулировки и стараются с их помощью развивать какие-то более ранние мысли, открытия, предположения детей, опираясь на их опыт.
Каждый такой вопрос может стать началом совместного увлекательного путешествия!

5. Выражение идей на языке разных материалов
Сама возможность сделать мысль видимой и осязаемой притягивает ребёнка. Это помогает ему лучше осознавать свои собственные соображения и идеи других детей, ведь в результате эти идеи можно увидеть, потрогать, подержать в руках, даже обойти кругом (если это модель или скульптура).
Взрослые обсуждают вместе с детьми, какой материал лучше всего подойдёт для воплощения отдельной идеи.
Работа с материалами — это ещё и хороший способ «вернуть детям» какую-то идею. Для этого учитель выбирает какую-то из прозвучавших гипотез и предлагает части детей или всей группе её изобразить.

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *