Наши принципы
Работая с 2010 года, мы познакомились со всеми современными концепциями воспитания детей, и, взяв лучшее из того, что узнали, выработали собственные принципы, по которым теперь и работает наш детский сад.
Основная идея воспитания, принятая нами из педагогической системы «Реджио» звучит так: «Мы относимся с уважением к ребенку, к себе и к пространству вокруг нас».
Принцип уважительности
Почему основой наших отношений в детском саду мы выбрали уважение? Почему мы говорим о нем? Не о любви, не о доброжелательности, а именно об уважении? Потому что мы считаем, что все люди — равны, независимо от возраста, образования и языка, на котором говорят! В нашем детском саду есть маленькие люди и большие, русскоязычные и иностранцы, люди, которые закончили институт и которые еще только знакомятся с буквами. И мы все — вместе.
Уважение — это осознанная позиция, выбранная взрослыми нашего детского сада. Это признание достоинств другого человека. Каждый момент, общаясь между собой или с детьми, мы спрашиваем себя: «Уважаю ли я в этот момент ребенка? Уважаю ли я себя? Уважаю ли дом, в котором мы все собрались?»
Уважение по своей природе никак не ущемляет прекрасных чувств любви и дружбы, но позволяет не допускать пренебрежительности в отношениях.
Особым, немного непривычным моментом, выглядит наше уважение к пространству. Однако все гораздо проще. Ведь уборка — это уже уважение. Даже в русской пословице говориться: «Каково на дому, таково и самому». Мы хотим, чтобы и нам, и нашему детскому саду было хорошо!
Принцип предметной среды
Ребенка учит все, что его окружает. Поэтому мы позаботились о том, чтобы пространство детского сада было ему соразмерно, удобно и понятно.
Мы организовали сад по принципу ателье. Все материалы, необходимые для творчества, констуирования, изобретения находятся в свободном доступе. Ребенок может воспользоваться ими и выразить себя тогда, когда ему это нужно.
В нашем детском саду есть четыре тематических зоны, в которых творят дети — музыкальная, художественная, театральная и зона естествознания.
Принцип бытоустройства
Одна из важных задач для ребенка – научиться разделять со взрослыми ежедневные дела, поэтому мы приветствуем ранее подключение ребенка бытовым обязанностям. Мы отказались от концепции «взрослый обслуживает ребенка». Нет, взрослый только помогает ребенку научиться, а ребенок с интересом осваивает новые действия.
Наши дети любят накрывать на столы, раскладывать игрушки, делать красивой свою группу. Когда твой труд ценится и поощряется, бытовые дела не кажутся скучными.
Принцип общности
Наши дети растут внутри множества коммуникаций. Детский сад – это небольшая модель социальных взаимодействий. Все взрослые сада доступны ребенку. Любой вопрос не останется без ответа, любая эмоция – без внимания.
Все дети в саду доступны друг другу. Средние и старшие дети у нас играют вместе. Мы создали разновозрастную группу, чтобы научить старших заботиться о малышах, а малышам дать понять «и вы сможете, как старшие».
Наш детский сад доступен родителям. Мы собираем родителей в клуб, чтобы вместе расти в родительском умении и быть рядом с детьми.
Принцип увлеченности
Наша цель — не выдать ребенку объем готовых знаний, а научить его исследовать мир, добывать знания, вызвать у него вопросы и сподвигнуть к исследованиям. Поэтому мы не отделяем «развитие речи» от «окружающего мира», «математики» или «конструирования».
Мы смотрим на тот проект, над которым сейчас работаем, и через природу, и через математику, и даже через музыку. Мы лепим и рисуем, ставим спектакли, читаем интересные книги и пишем свои, делаем мультфильмы и играем — то есть делаем все то, чем увлекаются люди всего мира. Мы стремимся показать ребенку всю многогранность интересного, надеясь, что так ему будет легче выбрать что-то свое.
Принцип комплексного подхода
Наша жизнь – целая. Она не дробится на отдельные части, и мы стараемся всегда помнить об этом. Поэтому мы следим за тем, чтобы все было в равновесии: и питание, и упражнения, и режим дня. Мы отказались от «обычной» садиковской еды, теперь мы готовим сами, руководствуясь основными правилами здорового питания.
Стараясь не забывать про индивидуальность каждого, мы не заставляем «неспящих» детей лежать в кроватях в тихий час, вместо этого ребенок может просто посидеть в кресле и поиграть в спокойную игру. При этом мы учим детей уважать друг друга и не мешать спать тем, кому это пока нужно.
Мы, взрослые детского сада, стараемся постоянно развиваться и узнавать новое, чтобы быть достойными проводниками для наших детей. Мы уважаем детей и искренне надеемся, что детям в нашем детском саду хорошо!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!