Детский проект как вдохновляющая история
Американский педагог Уильям Килпатрик, писавший о методе проектов в 20-х годах прошлого века говорил, что проект — это «от души выполняемый замысел».
Для его достижения необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Чтобы решить такую проблему, ребёнку нужны и уже имеющиеся знания и навыки, и новые, которые еще предстоит приобрести.
Сейчас проекты все чаще появляются в общеобразовательных школах (в том или ином виде), в кружках. Проектное обучение очень любят хоумскулеры и их родители. Это хороший способ заниматься вместе с ребёнком тем, что ему интересно, попутно развиваясь вместе с ним.
Школы и садики Реджио Эмилия восхищают сложностью, красотой и проработанностью своих долгосрочных проектов. Что же особенного у проекта в Реджио-подходе? Что делает проект хорошим?
⠀
1. «Проект — это длинная история на вдохновляющую тему»
Лорис Малагуцци часто говорил, что проект — это история. Тема должна быть родной, понятной детям и в то же время таить в себе возможность чего-то нового, захватывающего!
Он советовал выбирать «теплую», вдохновляющую тему, чтобы детский интерес не угасал, а также заранее определять «пункт назначения» проекта, примерную конечную цель. Такой подход делает проект живым приключением, а не просто формой организации обучения.
⠀
2. Умение видеть смысл детских работ
Творя «с натуры», дети учатся замечать детали и вступать во взаимоотношения с другим живым существом или объектом. Растёт их способность отражать в творчестве многообразие линий, фактур, форм, цветов окружающего мира и выбирать подходящие для этой цели материалы.
Изображение, созданное ребёнком, — не копия реального объекта! Это всегда «совместное производство» реальности и художника. Многое связано с жизненным опытом автора, его воображением, навыками работы с материалом, воспоминаниями, ощущениями.
Ребёнок изображает не предмет, а свои отношения с ним!
Это понимание помогает видеть и ценить идеи, выраженные в детских работах, и учитывать их в дальнейшей работе над проектом.
3. Исследование взаимоотношений
В любом Реджио проекте важен аспект взаимоотношений. Чаще всего объект исследования не статичен, например, деревья постоянно меняются, проходят через разные времена года, взаимодействуют с другими частями окружающего мира.
Воспитатели в садах Реджио Эмилия верят, что, постигая сложную систему взаимоотношений и связей, дети растут и развиваются. Поэтому детей всегда поощряют замечать, обдумывать, обсуждать отношения, существующие в окружающем мире, и изображать их самыми разными способами.
⠀
4. Внимание к открытым вопросам
К каждому обсуждению темы взрослые готовят для детей много открытых вопросов, которые можно задать, если представится возможность (обычно готовится в несколько раз больше вопросов, чем нужно).
Учитель спрашивает не для того, чтобы получить правильный ответ — он подталкивает детей думать, фантазировать, сравнивать, высказывать предположения, вспоминать, формулировать новые идеи…
Учителя и воспитатели в Реджио очень серьёзно относятся к выбору таких вопросов, оттачивают формулировки и стараются с их помощью развивать какие-то более ранние мысли, открытия, предположения детей, опираясь на их опыт.
Каждый такой вопрос может стать началом совместного увлекательного путешествия!
⠀
5. Выражение идей на языке разных материалов
Сама возможность сделать мысль видимой и осязаемой притягивает ребёнка. Это помогает ему лучше осознавать свои собственные соображения и идеи других детей, ведь в результате эти идеи можно увидеть, потрогать, подержать в руках, даже обойти кругом (если это модель или скульптура).
Взрослые обсуждают вместе с детьми, какой материал лучше всего подойдёт для воплощения отдельной идеи.
Работа с материалами — это ещё и хороший способ «вернуть детям» какую-то идею. Для этого учитель выбирает какую-то из прозвучавших гипотез и предлагает части детей или всей группе её изобразить.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!