Что такое «ателье» в реджио-вдохновленном детском саду, и почему именно оно, а не привычные всем творческие занятия?
Ведущей деятельностью дошкольников, помимо игры, являются исследование и творчество. Они очень любят что-то делать руками, взаимодействовать с разными материалами, пробовать новые способы использования этих материалов.
Поэтому «ателье» у нас — это не просто место для творчества, это пространство для реализации той самой идеи из стихотворения про 100 языков ребенка. Возможность выражать свои мысли множеством разных способов, изучать себя, исследовать мир, и даже общаться с другими посредством языка творчества.
Есть такая метафора — «думать руками» — вот именно этим и занимаются наши ребята в ателье
Многие материалы у нас находятся в свободном доступе, и у детей есть возможность воспользоваться ими тогда, когда им это надо. Ребята часто рисуют (записывают, лепят, вырезают, конструируют и т. д.) свои впечатления и мысли, возникшие в ходе выполнения проектов.
Но, конечно, не только это. Ребята делают и конкретные вещи, которые могут помочь им в деятельности — например, инструменты для музыкальных занятий, костюмы и декорации для театра, украшения для праздников…
Также у нас есть работа с материалом на основе генерирующих вопросов, которые дают почву для исследования. Мы стараемся искать возможности посмотреть на привычные вещи под другим углом, например, при исследовании света и тени предлагаем кухонную утварь, растения, масло и краски.
Всё это даёт возможность увидеть новое в привычном, рождает вопросы и любопытство. Что, в свою очередь, даёт пищу для познавательного интереса детей и является важным фактором для обучения, так как живое любопытство и внутренняя мотивация порождают стремление к узнаванию нового.
Часть ребят из прескул-группы сейчас заинтересовались глиной и активно включились в творческие эксперименты с ней. Материал один, но каждый выбрал свой, интересный лично ему способ использования материала. Вот результаты одновременной работы семерых человек:
— двое работали над изготовлением медальонов (оказывается, чтобы получить нужную тебе форму, ее можно вырезать, раскатав кусочек скалкой);
— двое лепили котов;
— двое выбрали рисование картин на глиняных табличках;
— и еще один работал над созданием черепахи, которая в процессе длительных трансформаций и переделок стала динозавром.
Тут надо заметить, что ребята не предоставлены сами себе, рядом с ними находится ательерист (педагог по творчеству), который умеет вовремя задавать нужные вопросы, предлагать новые техники работы, но при этом не вмешивается в сам процесс творчества и тем более не «улучшает» работы детей. И вот это «не вмешивается и не улучшает» — тоже очень важный нюанс, так как благодаря ему фокус внимания остается на процессе, а не смещается на результат. Да, мы не поставили на полочку рядок одинаковых идеальных работ. Но зато сохранили в детях запал пробовать, ошибаться и опять пробовать, их веру в собственные силы и желание творить дальше!
Остальные же дети в это время были заняты другими, не менее интересными процессами — здесь же в ателье, или в других помещениях с другими воспитателями. Потому что свобода выбора деятельности не менее важна, чем свобода творчества